Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Лодочные моторы с двухтактным двигателем внутреннего сгорания — особенность смазки

Двухтактные двигатели работают на смеси бензин + масло, предварительно смешанной в пропорции указанной в руководстве пользователя. Бензиновая смесь после обкатки содержит масло в пропорции 1:50 и 1:100 (1 литр масла : 50 литров бензина), в период обкатки 1:25. Смесь распыляемая диффузором карбюратора, (в момент всасывания) проделывает длинный путь в камеру сгорания через картер блока цилиндра. Таким образом происходит смазка трущихся деталей, подшипников коленчатого вала и поршневой группы.

Надпись «2Т» обычно написано на банке 2-х тактного масла для лодочного мотора.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Консервация 2-х тактного двигателя

Важно помнить, что если после закрытия сезона использования, мотор будет храниться в холодном помещении, то его обязательно нужно консервировать либо самостоятельно в конце последней эксплуатации в сезоне, либо обратиться за услугой в сервис. В противном случае, на внутренних частях двигателя возможно (при перепадах температуры и влажности) образование конденсата, что приведет к серьезным повреждениям двигателя при дальнейшей эксплуатации.

Консервант для 2-х тактных двигателей.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Масло в 4-х тактный двигатель лодочного мотора.

Четырех тактные двигатели лодочных моторов используют в качестве смазки синтетические и полусинтетические моторные масла различной вязкости. Будьте крайне внимательны при использовании масел. В нашем сервисе мы используем полусинтетическое моторное масло различных производителей вязкостью 10W-40. Данное масло используется на всей линейке лодочных моторов Сузуки и подходит для большинства лодочных моторов других производителей. Использование синтетических масел вязкостью 5W-30 может приводить к «выдуванию» через направляющие клапанов. Использование масел вязкостью 15W-50 приводит к «масляному голоданию» с последующим капитальным ремонтом. Обращаем Ваше внимание, что рабочие обороты двигателя достигают 6000 об/мин, и вязкое масло не успевает должным образом поступать к трущимся поверхностям.

Частой ошибкой при эксплуатации моторов является не правильное определение нужного уровня масла в картере двигателя. Мы настоятельно рекомендуем обращать внимание на указания в руководстве пользователя по вопросу замены масла в двигателе. В помощь пользователю, производитель дополнительно на моторе дублирует данные по уровню моторного масла. Также рекомендуем проверять уровень масла перед каждым выходом (иногда масло утекает при транспортировке) на воду, учитывая что это крайне простая процедура.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Маркировка масла для 4-х тактных двигателей лодочных моторов.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Так дополнительно дублирует производитель информацию об уровне масла.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Уровни масла в картере двигателя согласно меткам щупа.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

В чем опасность и что делать если мотор упал в воду.

Пока мотор лежит в воде, почти не происходит коррозии поршневой группы и подшипников коленчатого вала, так как объем растворенного в воде кислорода крайне мал. И как только из мотора извлекается вода, начинается очень сильная коррозия. Поэтому важно не только удалить воду, но и избавиться от ее остатков. Можно обратиться в сервис, можно проделать самостоятельно, но главное ПОЛНОСТЬЮ ее удалить. Что касательно 2-х тактных моторов, то самой распространенной ошибкой после извлечения основного объема воды из двигателя, это его запуск. Капли воды, оставшиеся на подшипниках коленчатого вала, практически сразу повреждают подшипники и двигатель начинает шуметь. Дальше вас ждет капремонт.

Повреждение цилиндра двигателя лодочного мотора при попадании воды.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Используемый бензин для лодочных моторов.

На подвесных лодочных моторах производители в основном рекомендуют использовать бензин АИ92 или АИ95. На таких моторах категорически нельзя использовать АИ98. (Существуют моторы на которых рекомендация по бензину АИ98).

Имея многолетний опыт эксплуатации, обслуживания и ремонта различных моторов, мы настоятельно рекомендуем использовать бензин АИ95 (если в руководстве рекомендация АИ92-АИ95) по нескольким причинам:

  • при использовании мотора под нагрузкой с бензином АИ95, намного снижается вероятность возникновения детонационного режима работы двигателя.
  • вероятное наличие в бензине АИ95 «мусора» и различных видов сгустков, намного меньше чем АИ92.
  • стабильность работы двигателя на малых оборотах немного выше чем на АИ92.

Так как при эксплуатации лодочного мотора, в бензобаке уменьшается объем топлива, необходимо его компенсировать воздухом из вне. Однако при транспортировке и хранении бензобак должен оставаться герметичным. Для этого в крышке бензобака установлен винтовой сапун. Поэтому если вы начали эксплуатацию лодочного мотора и через некоторое время двигатель заглох и его не удается никак запустить — убедитесь что сапун ОТКРЫТ.

Важно помнить, что если Вы не используете в топливе, в период хранения, стабилизатор (консервант), это может привести к распаду топлива и с началом сезона у Вас могут возникнуть серьезные проблемы с запуском двигателя и топливной системой в целом. Мы настоятельно рекомендуем стараться не оставлять бензин в баке до следующего сезона или оставлять в минимальном количестве, с возможностью дозаправить на 70-80% свежим топливом.

Крышка встроенного бензобака лодочного мотора.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Частые причины попадания воды в топливную систему лодочного мотора.

  • иногда вода в бензин попадает из бензоколонки на заправочной станции, но на сегодня это уже достаточно редкий случай.
  • более распространенной причиной является конденсат. На всех топливных баках к лодочным моторам, в крышке имеется винтовой сапун. При транспортировке его закрывают, выходя на воду открывают. Однако бензин очень сильно конденсирует из воздуха влагу, в результате, если пользователь оставляет, на длительное время (возможно на ночь) у водоема, сапун открытым, то при перепаде температур в баке конденсируется достаточно много воды, которая всасывается в топливную систему двигателя.
  • редко, но все-же случается, что мотор оставляют на берегу близко к воде и при усилении волны вода подтапливает мотор и попадает в топливную систему.

Расположение винтового сапуна на внешнем бензобаке мотора.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Попадание воды в редуктор лодочного мотора

Редуктор герметизируется сальниками установленными на вертикальном и горизонтальном валах. Так же сливные пробки имеют сменные прокладки, которые необходимо периодически менять во избежание попадания воды внутрь редуктора. В редукторах используется трансмиссионное масло 80W-90. При попадании воды внутрь, масло становится молочного цвета. Сальники валов также подлежат периодической замене, но чаще всего они повреждаются в результате наматывания шнуров, сетей, лески на гребной вал. Если вода попадает в большом объеме, то повредятся подшипники, шестерни и в случае хранения мотора на морозе, корпус редуктора попросту разорвет льдом изнутри.

Результат оставления воды в редукторе.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Повреждение редуктора в результате удара гребным винтом о препятствие.

Самое распространенное повреждение редуктора — это удар гребным винтом. После удара, мы настоятельно рекомендуем, по возможности, прекратить эксплуатацию мотора и отвезти в сервис редуктор в сборе (нижнюю часть). Это связано с тем, что 85% редукторов после удара имеют скрытые повреждения, которые в короткое время приведут к серьезным разрушениям и стоимость ремонта возрастет в разы. Часто при ударе изгибается гребной вал, что приводит к повреждению опорного корпуса с подшипниками, что в дополнение приводит к разгерметизации. Также при ударе часто повреждается «цементированная» поверхность зубьев планетарной передачи — появляются микро трещины и смещение металла. Это в скором времени приведет, во время работы под нагрузкой, к выкрашиванию зубьев со всеми вытекающими последствиями.

Это практически не относится это к моторам мощностью до 6 л.с.

Шестерня после удара гребным винтом.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Гидравлический удар двигателя лодочного мотора.

К сожалению «гидро удар» достаточно частое явление, случающееся на подвесных лодочных моторах не столько по неосторожности, сколько по незнанию конструктивных особенностей.

Основные причины гиравлического удара:

  1. Попадание масла из картера двигателя в камеру сгорания через вентиляцию и впускной клапан в такте сжатия. Причина — не правильная транспортировка.
  2. Попадание воды через систему выпуска отработанных газов (через отверстие в гребном винте, далее выпускной канал и выпускной клапан). Возможные причины:
  • Низкое расположение на транце на уровнем воды.
  • Спуск катера в воду под большим уклоном с опущенной «ногой».
  • Перегрев двигателя с последующим повреждением головки цилиндра и попаданием вода и/или масла в камеру сгорания.
  • Оставление мотора на берегу водоема вблизи воды с последующим его затоплением приливом или волной.
  • Падение работающего мотора с транца в воду с аварийной стропкой не зацепленной к борту.

Результат попадания жидкости в камеру сгорания в такте сжатия.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Как не получить перегрев мотора в результате повреждения водяного насоса охлаждения.

Лодочные моторы имеют открытую систему охлаждения двигателя. Используется водяной насос вытеснительного типа (помпа). Расположена помпа в верхней части редуктора и приводится в действие, при запуске мотора, вертикальным валом. Крыльчатка помпы выполнена из мягкой резины, а гильза корпуса из нержавеющего сплава. Опустив редуктор мотора в воду (чтобы кавитационная плита оказалась на 3 см под водой) мы позволяем воде, которая является для крыльчатки помпы СМАЗКОЙ, заполнить ее. По этой причине, если запустить мотор не опустив редуктор в воду даже на несколько секунд, при отсутствии смазки водой, крыльчатка разорвется на мелкие кусочки — охлаждения двигателя не будет.

Другая часто встречаемая ситуация при которой помпа приходит в негодность — это когда температура воздуха опускается осенью ниже 0 градусов и причалив к берегу на некоторое время, мотор на транце откидывают внутрь, редуктор оказывается вне водоема и вода находящаяся в помпе замерзает. Вернувшись в лодку, редуктор опускают опять в воду, запускают мотор и замершая помпа разрывает крыльчатку — охлаждение пропадает.

Иногда происходит следующее: двигаясь под мотором наматывают сеть или траву на винт. И тут пользователи частенько делают ошибку. Редуктор переводят в «нейтраль» но сам двигатель не глушат, откидывают редуктор вверх и начинают удалять намотанное с гребного винта. Тем временем доступ воды к помпе прекращен, смазки прекращается и крыльчатка разлетается — охлаждение пропадает.

Еще подобная ситуация происходит когда при работающем моторе и волне на водоеме смещаются на нос лодки для каких либо целей, лодка наклоняется настолько, что помпа оказывается выше уровня воды в водоеме — результат повреждение крыльчатки и «завоздушивание» рубашки блока цилиндров.

Так выглядят внутренности помпы (водяной насос) лодочного мотора.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Корпус помпы лодочного насоса.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Место установки помпы лодочного мотора.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Как правильно заменять редукторное масло в «ноге» лодочного мотора.

Детали редуктора лодочного мотора смазываются трансмиссионным маслом. Производители лодочных моторов рекомендуют производить замену этого масла не реже чем один раз в КОНЦЕ сезона. В процессе работы шестеренчатых пар редуктора образуется металлическая взвесь, способная со временем повредить рабочую кромку сальников редуктора.

Однако при замене редукторного масла нужно знать, что нижняя пробка является как сливной так и заливной одновременно. Верхняя пробка является ТОЛЬКО уровневой. При закачке масла в редуктор нужно убедиться, что масло поднялось до верхней пробки, иначе низкий уровень может привести к повреждению верхнего опорного подшипника вала с последующим разрушением всего редуктора.

Будьте внимательны — ни в коем случае на заправляйте масло в редуктор через верхнюю пробку, особенно на моторах свыше 30 л.с.!!!

Схема заправки редуктора маслом.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов

Заправка редуктора с помощью насоса.

Важное, что нужно знать при использовании подвесных лодочных моторов
Поделиться ссылкой на сайт
Ремонт Мото техники
56680525